РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ 2018
А Р Т Е М И Й,
милостию Божией православный епископ
Рашко-Призренской епархии
В ИЗГНАНИИ
Всему священству, монашествующим и всем правоверным
чадам и клирикам Сербской Православной Церкви
всерадостное христианское приветствие
МИР БОЖИЙ! ХРИСТОС РОДИСЯ!
«Тайно родился еси в вертепе,
но Небо Тя всем проповеда, якоже уста,
звезду предлагая, Спасе, и волхвы Ти приведе,
верою покланяющиеся Тебе:
с ними же помилуй нас»!
(Тропарь по 3-ей паримии на
Вечерне Рождества Христова)
Братья и сестры, подобно тому, как восход солнца ежедневно вносит радость в жизнь почивающих людей, показуя красоту творения Премудрого Творца, так и сегодня Рождество, день рождения Солнца Правды – Богомладенца Христа, которое по милости Божией мы встречаем и прославляем каждый год, озаряет и являет всю красоту и премудрость Промысла Божия о мире и человеке, открывает людям цель и смысл создания и существования всей видимой и невидимой твари. Это праздник, в который Бог – Сын Божий Единородный, «человеколюбия ради», стал человеком и родился как Богомладенец в пещере Вифлеемской. Поэтому Рождество – самый радостный и самый светлый христианский праздник. По существу, Рождество Христово – это основание и источник всех христианских праздников, да и самого Христианства.
Потому каждый год мы встречаем Рождество с великой духовной радостью, которой и теперь светятся ваши лица и ваши души, особенно лица этих невинных детей, воспринимающих Рождество как свой детский праздник. Не умом, но сердцем они чувствуют, что сегодня родился Божий Сын, Богомладенец Иисус Христос, их самый верный и самый лучший Друг. Вместе с детьми это также ощущают все, кто старается исполнять заповеди Божии в своей жизни, в этих заповедях Господь наказывает всем: «аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Поэтому и Святая Церковь богомудро устроила и установила шестинедельный пост перед Рождеством, как духовную и телесную подготовку для достойной встречи многожеланного Небесного Гостя.
Поэтому Рождество всегда особо радостный праздник. Он тот же и сегодня для многих миллионов тех, кто во Христа верует, кто христианами именуются христианином именуется. Небо и земля сегодня веселятся, Ангелы и человеки духовно славословят, ибо им, сущим «во тьме и сени смертной», воссиял Свет жизни, Бог явился во плоти, как «Отроча младо» родился от Девы в пещере Вифлеемской. Пещера и ясли Господа с радостью восприяли; пастыри Вифлеемские, которые Ему первыми поклонились, уже Господа проповедают; мудрецы с Востока, ведомые чудесною звездою, спешат дары неся; Ирод, царь жестокий, смутился, слыша весть о «рождении Новаго Царя». Всё в движении, всё и все чувствуют что что-то необычайное и новое происходит. А мы, что мы делаем, братья и сестры, в эту чудесную ночь и в этот всерадостный день? Мы, хотя и нечистыми устами, присоединяемся хорам Ангельским, и вместе с ними, хвалу Ему приносим, радостно восклицая: «Слава в вышних Богу, и на земли мир», ибо пришло «чаяние языков» – Господь Христос, Еммануил.
Слава Господу, что и в этот год встретили мы светлый день Христова Рождества. Веселимся ныне и радуемся. Завершая пост и приближаясь к празднику, мы ощущаем что как бы исходим на свободу. Цель поста, однако, не в том, чтобы мы ныне, в праздник, только лишь предавались чувственным и телесным удовольствиям. Не в этом значение Рождества – ни в поросенке, еде и питье. Исстари эти дни называли святыми. Потому требуется, чтобы и наше веселие было свято. А чтобы кто-нибудь, веселясь, не забылся, Святая Церковь нам вложила в ум и уста краткий гимн во славу рожденного Христа, которым тело отрезвляется и дух возвышается, указывая нам на мысли, достойные праздника: «Христос раждается, славите. Христос с Небес, срящите. Христос на земли, возноситеся» (ирмос 1-ой песни канона на утрени Рождества Христова) и прочее. Поэтому сегодня главное – прославлять Христа и славить Господа так, чтобы этим славословием услаждалась душа и в сердце заглушилось влечение ко всякому небогоугодному делу, тщетному для спасения души.
Прославлять Христа не значит, что нам надо составлять Ему длинные похвальные песнопения и гимны; нужно, чтобы мы размышляя и слушая о Его рождении, просто из глубины души восклицали: «Слава Тебе, Господи, что ныне родился». И этого достаточно. Это будет тихая песнь сердца, которая пройдет Небеса и дойдет до Самого Бога. В Церкви святое богослужение этого праздника наполнено поэтическими выражениями из Ветхого и Нового Завета, а особенно из чудесных событий из жизни Богомладенца Христа, начиная от Вифлиемской пещеры и овчих яслей, вплоть до Голгофы и Воскресения. Все эти предивные и исполненные глубокого смысла песнопения и гимны не только преподносят и объявляют глубочайшие и величайшие тайны Пресвятой Троицы касательно промысла и спасения рода человеческого от греха, смерти и диавола, но и учат нас, как жить на земле, чтобы это безценное благо, которое Сын Божий Своим воплощением принес в дар нам людям, мы внесли в себя и жили им. И не только это. Через эти дивные и богодухновенные песнопения, Святая Церковь учит нас и указывает, что мы должны в нашей личной жизни следовать за Господом нашим на всех Его путях, ибо Он оставил нам заповедь и завещание, сказав: «иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк. 8, 34). Весь жизненный путь Господа от Вифлеема до Голгофы и Горы Елеонской был крестоношением. Поэтому и мы, если мы Христовы, не можем следовать за Ним без своего креста, креста жизненного.
Рождество – насколько светлый и радостный праздник, настолько и таинственный. В этом одном слове вместилась вся тайна неба и земли, Бога и человека; времени и вечности. В день сей явился Свет Небесный, родилось Солнце Правды и озарило всю историю рода человеческого от Адама до последнего человека на земле. Явился Христос, воплощенный Сын Божий, родился Еммануил, «с нами Бог». И для человека воссиял день, отверзлись очи духовные. Лишь тогда – в Вифлеемском Богомладенце – человек познал истинного Бога и истинного человека. И осознал полноту смысла своего существования и бытия в этом мире. Осознал, что человек сотворен для вечной жизни, жизни с Богом и в Боге. Эту тайну до Господа Христа предвещали и предчувствовали «как загадку» только отдельные умы святых пророков, просвещенные и исполненные Духом Божиим; на основании чего они и говорили, и пророчествовали о тех грядущих событиях. То, что они предвещали и предчувствовали, нам в полноте открылось в Вифлеемскую ночь, когда чудесный свет осиял пастырей в поле, и когда Ангелы Божии явили им «яко родися вам днесь Спас» (Лк. 2, 11).
И хотя все, по крайней мере в еврейском народе, ожидали этого, еще Адаму в Раю обещанного, а позднее через Пророков предсказанного Пришествия Мессии, все-таки, когда это обетование Божие исполнилось, все были поражены и восхищены, а некоторые даже и взволнованы: Небо и земля, Ангелы и люди, и вся природа. Удивились и взволновались. Почему? Из-за того, как это всё произошло. Ангельский мир удивился: Дева зачала! Какое диво, какое чудо, дотоле невиданное и неизвестное. Иосиф обеспокоился и смутился, всё ему было невиданно и незнакомо. Всякое он помышлял. Нужно было, чтобы Ангел сошёл с Неба и объявил Иосифу о Пресвятой Деве: «рождшеебося в Ней от Духа есть Свята: родит же Сына, и наречеши Имя Ему ИИСУС» (Мф. 1, 20-21). И ещё объяснил ему, что всё это произошло, дабы исполнилось реченное Господом через пророка: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Мф. 1, 22-23).
Христос Бог родился в израильском народе, но не только ради народа израильского. Иисус – Еммануил есть Спаситель всех людей, всех народов и всякого отдельного человека. Его рождение совершилось чудесным образом, который только Сама Премудрость Божия может устроить. Ни Бог не превратился в человека, и ни человек не превратился в Бога; но Бог воплотился – оставаясь Богом, а человек обожился – оставаясь человеком, ибо Рождшийся в сию ночь Господь Христос, одновременно был совершенным Богом и совершенным человеком, был Богочеловеком. Вера Святой Православной Церкви учит нас, что в единой Ипостаси Бога Слова соединились две природы – Божеская и человеческая – со всеми своими свойствами. Какая предивная Тайна! Единая Ипостась, которая не сливает две природы; и две природы, которые не разделяют одну Ипостась. В Тайне Пресвятой Троицы мы веруем в единство природы и троичность Лиц: Отца, Сына и Святаго Духа, а здесь, в Тайне домостроительства воплощения, мы веруем в единство Лица и двойственность природы. Сын Божий, Бог Слово, второе Лице Святой Троицы, восприял от Святой Девы цельного и совершенного человека, тело совершенно и душу совершенну, с разумом и волей. Созерцая эту непостижимую разумом Тайну, святой апостол Павел ни мог не воскликнуть: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия!» (Рим. 11, 33).
Радость и значимость Рождества наш народ глубоко испытывал и духовно радовался во всех обстоятельствах, удобных и неудобных: в свободе и в рабстве, в богатстве и в бедности, в скромных своих домах, но и изгнанный из них. Ничто не могло омрачить радость встречи с Богомладенцем в рождественскую ночь. И сегодня, братья и сестры, над нашим народом, над нашей родиной Сербией, особенно над мученическим и распятым Косовом и Метохией, сгустились темные грозовые тучи, в попытке рассербить и расправославить. Но и в таких условиях мы все-таки встречаем и торжественно прославляем Рождество Христово, вспоминая слова и обетования, данные Его ученикам, и всем нам: «в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир». (Ин. 16, 33).
Ободренные этим обетованием, исполненные духовной радости, Мы вас, дорогие наши чада духовные, поздравляем с наступающим 2019-й Новым Годом, и молитвенно желаем, да будет он благословен, чтобы он принёс нам больше мира, свободы и правды среди людей и народов на земле; чтобы весь год мы трудились только в том что Богу мило и дорого.
Призывая благословение Божие на всех Вас, еще раз поздравляем Вас радостным приветствием
МИР БОЖИЙ! ХРИСТОС РОДИСЯ!
Ваши молитвенники пред Вифлеемским Богомладенцем
+ Хорепископ НИКОЛАЙ
+ Хорепископ МАКСИМ
+ Хорепископ НАУМ
Рождество Христово 2018 г.
Деревня ЛЕЛИЧ